WWW.RIM-KOR.NAROD.RU

.:Меню:.
-Главная
-Фото
-Гостевая
-ФОРУМ
-Муз.нструменты
-Требования
-Ноты
-Загрузки
-Ссылки




.:Банеры:.

Виды ударных - русские названия

По алфaвиту
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З ] [ И | К | Л | М | Н | О | П ]
[ Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч ] [ Ш | Щ | Э | Ю | Я |

БАНЬГУ
(даньпигу, пилор) – кит. перепоночный удар. муз. инструмент, род одностороннего барабана. Состоит из деревянного корпуса чашеобразной формы, обтянутого с одной стороны свиной или телячей кожей. Диаметр корпуса 250-300мм. Подставкой служит дерев. треножник. Звук на Б. извлекают двумя бамбуковыми палочками. В театр. оркестре исполнитель на Б. выполняет функции дирижёра, организуя и поддерживая ритм оркестра, певцов и танцоров.


БОНАНГ
Индонезийский удар. муз. инструмент. Набор гонгов (10-14), расположенных на дерев. раме-основании. Звук из Б. извлекается ударом колотушки с фильцевой головкой.

БУБЕН
Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в XIX веке,
бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом
оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским
пляскам.
Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с
погремушками -- маленькими металлическими тарелочками, вставленными в
отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда
прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или
ударяя по коже и обручу.

БУБЕНЦЫ
В Средние Века бубенцы часто прикреплялись к конской сбруе, к одежде, к смычку виолы.
В XII веке большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати (мелкому дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено). Но уже с XV века колокольчики остаются лишь на одежде шутов. Часто они нашивались на кожаную полоску, которая надевалась на ногу танцора или музыканта. Ритмичные движения ног при этом сопровождались звоном. Подобным образом их используют и в наши дни индийские танцовщики (кхунгури).



БУНЧИК
(тур. boncuk) – самозвучащий удар. муз. инструмент. Состоит из надетого на древко трубчатого ствола с фигурными украшениями и двухсторонними ответвлениями, к к-рым подвешено большое количество маленький колокольцев; на концах ответвлений свисают декоративные конские хвосты. Ствол, фигурные украшения, ответвления и колокольцы изготовляют из латуни и обычно никелируют. Звук извлекается потряхиванием. Применяется в военных оркестрах, гл. обр. кавалерийских.


БЯНЬЦИН
Старинный кит. пластиночный ударный муз. инструмент. Состоит из 16 одинаковый по форме, но различных по толщине, настроенный каменных (обычно нефритовых) пластинок (“каменных гонгов”), подвешенных к деревянной раме-стойке, по к-рым ударяют деревянным молотком.

БОНГИ
Этот инструмент - кубинского происхождения. После модернизации бонги стали широко применяться в оркестрах танцевальной музыки, джазах и даже в произведениях серьезной музыки. Бонги имеют следующее устройство: на деревянный цилиндрический корпус (высотой от17 до 22 см) натянута и закреплена металлическим обручем кожа (ее натяжение регулируется изнутри винтами). Металлический обод не возвышается над уровнем кожи: именно это обусловливает столь характерную игру на бонгах ладонями - con le mani или пальцами - con le dita. Два бонга с разными диаметрами обычно соединены друг с другом общим держателем. Меньший бонг звучит примерно на терцию выше, чем более широкий. Звук бонга - высокий, специфически "пустой" и меняется в зависимости от места и способа удара. За счет этого на каждом инструменте можно получить два разновысоких звука: удар вытянутым указательным пальцем у края или большим в центр - и более низкий (где-то в пределах большой секунды или терции) - от удара всей ладонью или кончиком пальца ближе к центру.

БОЛЬШОЙ БАРАБАН
(ит. gran casso, фр. grosse caisse, нем. grobe Trommel, англ. bass drum)
В наше время есть две разновидности большого барабана. Одна из них представляет собой металлический цилиндр большого диаметра - до 72 см., - с двух сторон обтянутый кожей. Этот тип большого барабана широко распространен в военных оркестрах, джазах и в симфонических оркестрах Америки. Другой вид барабана - обруч с кожей на одной стороне. Он появился во Франции и быстро распространился в симфонических оркестрах Европы. Для ударов по коже большого барабана применяется деревянная палка с мягкой колотушкой, покрытой войлоком или пробкой.
Очень часто удары большого барабана сопровождаются звоном тарелок или чередуются с ним, как в стремительной пляске "В пещере горного короля" из "Пер Гюнта" Грига. На большом барабане возможно и быстое чередование ударов - тремоло. Для этого используют палку с двумя колотушками на обоих концах или палочки от литавр. Очень удачно тремоло большого барабана использовал Римксий-Корсаков в инструментовке симфонической картины Мусоргского "Ночь на лысой горе".
Вначале большой барабан появлялся лишь в "турецкой музыке", но с начала 19 века им нередко стали пользоваться в звукоизобразительных целях: для подражания канонаде, раскатам грома. Три больших барабана включил Бетховен в "Битву при Виттории" - для изображения пушечных выстрелов. С той же целью употребили этот инструмент и Римский-Корсаков в "Сказке о царе Салтане", Шостакович в Одиннадцатой симфонии, Прокофьев в восьмой картине оперы "Война и мир" (начало Бородинского сражения). Вместе с тем, большой барабан звучит и там, где нет никакого звукоподражания и особенно часто - в шумных, торжественных эпизодах музыки.

ВУД-БЛОК
Вуд-блок - ударный инструмент китайского происхождения. До своего появления в группе ударных симфонического оркестра вуд-блок пользовался большой популярностью в джазах.

Вуд-блок представляет собой небольшой прямоугольный брусок из твердого дерева с глубоким узким вырезом с передней стороны. Техника игры на вуд-блоке - барабанная: звук извлекают, ударяя по верхней плоскости инструмента палочками от малого барабана, деревянными молоточками, палочками с резиновыми головками. Получаемый звук - резкий, высокий, характерно цокающий, неопределенный по высоте.
Как ударный инструмент, неопределенный по высоте, вуд-блок нотируют на "нитке" или на комбинации линеек.

ГАВАЛ
Далдама, кили, дачу. 1) Даг. перепоночный ударный муз. инструмент – род двухстороннего барабана. Состоит из широкого дерев. кадла (400-500мм), на к-рое с обоих торцов натянуты кожаные перепонки; диаметр перепонок 350-400мм. Г. распространён гл. обр. в юж. части Дагестана, где часто входит в состав нар. инстр. ансамбля (2 зурны и Г.). Применяется (вместе с агач-кумызом) для исполнения танц. музыки. Играют на Г. пальцами или палками-колотушками. 2) Одно из назв. азерб. бубна.


ГАМБАНГ
(gambang) – индонизийский пластиночный ударный муз. инструмент. Состоит из набора дерев. или металлич. пластинок, расположенных на продолговатом резонаторном язычке. Звук из Г., состоящий из набора металлич. пластинок, наз. Г.-гангза, из набора дерев. – Г.-кайю. Г. применяется в индонизийском нац. оркестре – гамелане.


ГОНГ
(индонизийский gong) – самозвучащий ударный муз. инструмент. Широко распространён у народов Азии. Существуют многочисленные разновидности Г. В Европе Г. имеет форму вогнутого диска с отогнутыми краями; изготовляется из кованной или литой бронзы и реже из латуни. Звук из свободного висящего Г. извлекается ударом колотушки. Высота и характер звука Г. меняются в зависимости от места удара (ближе к центру или ближе к периферии). В симф. музыке Г. был впервые применён в 1791 франц. композитором Ф. Госсеком, в оперной – в 1831 Дж. Мейербером. В Европ. оркестре применяется также разновидность Г., известная под назв. тамтам.

ГУИРО, РЕКО-РЕКО, САПО
Эти инструменты латиноамериканского происхождения, они сходны и по своему конструктивному принципу, и по способу игры.
Изготовляются они из бамбукового сегмента(reco-reco), из высушенной тыквы (guiro), или из другого полого предмета, который является резонатором. На однй из сторон интрумента делается ряд зарубок или насечек. В некоторых случаях монтируется пластинка с рифленой поверхностью. По этим зарубкам проводят специальной деревянной палочкой, в результате чего извлекается высокий, резкий, с характерной трескучестью звук. Самая распространенная разновидность этих родственных инструментов - гуиро. Первым ввел в состав симфонического оркестра этот инструмент И.Стравинский - в "Весну священную". Реко-реко встречается в "Концерте-буфф" Слонимского, а сапо - инструмент, сходный с реко-реко, - использован в партитуре "Три поэмы Анри Мишо" В.Лютославского.

ДАРБУККА,(тарабука)
Инструмент восточного происхождения. Состоит из корпуса (чаще металлического или глиняного) и одного кожаного дна, плотно прикрепленного к краю корпуса. Звук извлекается ладонями рук, также используется виртуозная пальцевая техника.
 

ДАУЛПАЗ
Казах. старинный перепоночный ударный муз. инструмент типа маленькой литавры с конусообразным металлич. корпусом и кожаной перепонкой (у киргизов – даулпаз, у узбеков - чиндаул). Д. носили в руке или привязывали к седлу и пользовались им как военным сигнальным инструментом, а также как шумовым инструментом во время охоты. В сов. время реконструированный Д. введён в состав оркестра казах. нар. инструментов им. Курмангазы.


ДЕРЕВЯННАЯ КОРОБОЧКА
(англ.- Woodbock)
Инструмент китайского происхождения. Представляет собою коробочку со сквозной щелью и резонаторной полостью. Для игры пользуются барабанной палочкой. В Европе аналогом деревянной коробочки служили обычные колотушки, имевшие чисто практическую функцию, например, сторожевые колотушки.

ДИПЛИПИТО
н а г а р а – груз. перепоночный ударный муз. инструмент, род керамич. литавр. Состоит обычно из двух глиняных горшков, на горловинах к-рых натянуты кожаные перепонки; реже присоединяют к ним 3-й маленький горшочек. Для настройки горшки подогревают, отчего натяжение кожи на них усиливается и звук повышается. Звук на Д. извлекают 2 дерев. палочками. Иногда к Д. подвешивают колокольцы. Д. входит в состав оркестра нар. инструментов.


ДОЙРА
Узб., тадж. и уйгур. перепоночный ударный муз. инструмент – род бубна. Состоит из дерев. обечайки – обруча (ок. 400мм в диаметре), обтянутого с одной стороны кожей. К обечайке с внутренней стороны привешены бряцающие металлич. кольца. В зависимости от способа удара (пальцами ближе к краю или к центру) звук Д. приобретает различный тембр. Д. входит в состав нар. инстр. ансамблей. На Д. с виртуозным мастерством исполняются сложнейшие ритмич. фигуры. Нередко нар. танцы сопровождаются игрой на одной только Д.


ДОЛИ
Груз., абхазский и аджарский перепоночный ударный муз. инструмент. Имеет форму цилиндрич. барабана, обтянутого с двух сторон кожей. Звук на Д. извлекают ударами пальцев по одной перепонке или ударами двух палочек по обеим перепонкам.


ДЭФ
Дяф, азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.

КАСТАНЬЕТЫ
Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту.

Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева твердых пород - черного дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и соединены попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца. Техника игры на кастаньетах довольно сложна. Испанские танцовщики учились ей с детства.
В оркестре применяется упрощенная разновидность кастаньет:
две пары деревянных раковин, насаженных на концы рукоятки.


КЁС
К ь о с (азерб.), г о с (арм.) – ударный муз. инструмент, род большого барабана. На корпус К. (цилиндрич. формы) с обеих сторон натянуты козлиные кожи. Вместе с зурнами К. составляет своеобразный нар. инстр. ансамбль. Звук на К. извлекают при помощи палки с загнутым концом. В Азербайджане К. наз. также малая нагора – род небольшой литавры.


КОЛОКОЛ
Это самозвучащий удар. сигнальный инструмент. Имеет форму полой открытой (срезанной) снизу груши, внутри к-рой подвешен ударник (язык). Изготовляется из бронзы. К. издаёт звук определённой высоты, извлекаемой двумя способами: раскачиванием самого колокола, попеременно ударяющегося своими краями о язык, или раскачиванием языка, ударяющегося о края К. При первом способе невозможно применение К. больших размеров (максимальный вес К. ок. 15 т); второй способ извлечения звука, являющийся отличительной особенностью рус. колокольного звона, обеспечивает равномерность ударов и даёт возможность применять большие К. В России были отлиты самые большие в мире К. (35,50 и более т). Царь-колокол в Московском Кремле весит более 200т. К. как сигнальный инструмент был известен с древних времён. Начало производства в Европе больших К. относится к 4-6 вв. К. применяли: в праздничных шествиях, для приветствия победителей, возвещения начала и конца работы, созыва населения (вечерний К.), сбора войска и объявления тревоги, для подачи сигналов заблудившимся и потерпевшим бедствия и т.п. С середины 9 в. колокольный звон прочно входит в церковный обиход. Для К. строят специальные звонницы и колокольни. В основе церковного колокольного звона лежит определённая мелодич. и ритмич. последовательность звуков, извлекаемых из различных настроенных К. Звон в один или несколько К. поочерёдно (перебор) наз. в православной церкви благовестом, в несколько К. одновременно – трезвоном.


КОЛОКОЛА
Набор самозвучащих ударных муз. инструментов. Применяется в оперном и симф. орк. для имитации колокольного звона. Состоит из 12-18 хроматически настроенных труб – цилиндров (обычно латунных, никелированных или стальных хромированных диаметром 25-38 мм), подвешенных в металлич. или дерев. раме-стойке высотой ок. 2 м. Звук на К. извлекается ударом молотка по трубам. Совр. К. снабжены демпферным устройством, приводимым в действие от педали и ручного рычага. Диапазон К. 1-1 октавы, обычно от фа большой октавы по звучанию; нотируется октавой выше. Иногда в оркестре используют набор настоящих колоколов.

КОЛОКОЛЬЧИКИ
(нем. Glockenspiel. итал. campanelli, франц. carillon)/ 1) пластиночный ударный муз. инструмент. Состоит из 25-32 хроматически настроенных металлич. пластинок, размещённых в плоском ящике в 2 ряда ступенями; верхний ряд соответствует чёрным, нижний – белым клавишам фп. Диапазон К. (обычно от до2 по звучанию) зависит от числа пластинок; нотируется октавой ниже, чем звучит. Звуки инструмента, имитирующие звон колокольчиков, извлекаются ударами 2-х металлич., реже дерев. молоточков. В симф. и оперных оркестрах чаще употребляют К. с клавиатурой фп. типа; звучание их неск. слабее. В военных оркестрах употребляют К., пластинки к-рых укреплены на металлич., часто трубчатой раме лирообразной формы. 2) набор небольших настроенных колоколов. Уже в 9-м в. К. употреблялись для исполнения несложных мелодий. С 15 в. К. получили большое распространение в странах Зап. Европы (особенно в Нидерландах, Франции). Устанавливались на зданиях городских ратуш, церковных колокольнях. Впоследствии К. с ручным и ножным клавишным механизмом, а также механич. приводом стали применять в башенных и стенных часах. В нач. 17 в. в Германии К. были реконструированы в домашний инструмент - Іколокольное фортепианоІ, к-рое под названием ІкарийонІ было использовано Генделем в оратории ІСаулІ и под названием ІглокеншпильІ - Моцартом в опере ІВолшебная флейтаІ.


КСИЛОФОН
Пластинный уд. муз. инструмент. Состоит из 3-4 рядов хроматически настроенных дерев. (еловых, кленовых, палисандровых и др.) брусочков, лежащих на соломенных жгутах или толстых жильных струнах. Звук извлекается ударами дерев. молоточков, обычно удлинённой ложкообразной формы. К. бывают разл. размеров с диапазоном от 1,5 до 3,5 октавы от до1. Нек-е К. состоят из 2-х рядов брусочков, расположенных ступенчато: верхний ряд соответствует чёрным, а нижний – белым клавишам фп. К. с металлич. резонаторными трубками, подвешенными под брусочками, получил название маримба; К., в к-ром брусочки заменены трубками, - тубафон. К. применяются в ансамблях, оперных и симф. оркестрах, а также для сольных выступлений

КАБАЦА
Вначале этот инструмент афро-бразильского происхождения был популярен в оркестрах латиноамериканской музыки, откуда и получил свое дальнейшее распространение. Внешне кабаца напоминает вдвое увеличенный маракас, покрытый сеткой с нанизанными на нее крупными бусами. Исполнитель держит инструмент в одной руке и либо просто бьет по нему пальцами другой руки, либо касательным движением ладони прокручивает сетку с бусами. В последнем случае случае возникает шуршащий, более продолжительный звук, напоминающий звук маракасов. Одним из первых кабацу использовал Слонимский в "Концерте-буфф".

ЛАНДСКНЕХТТРОММЕЛЬ (от нем. Landsknechttrommel - военный барабан)
У средневекового барабана не было определенной формы или размера. Основными его характеристиками были цилиндрический корпус и два кожаных дна, скрепленных между собой веревочной перетяжкой. Барабанщик мог менять натяжение кожи, изменяя длину веревки или шнура. Первоначально на барабане играли одной рукой (в другой часто была свирель или флейта), позже стали применять обе руки. Для игры на барабане пользовались деревянными или костяными палочками. Особые приемы игры (дробь, тремоло, короткие удары) развились первоначально для практических военных целей: подбодрить своих и испугать противника. Именно с этой целью игра на военном барабане часто сопровождалась пронзительными звуками флейт.

ЛИТАВРЫ

ЛОЖКИ

ЛОЖКИ С БУБЕНЧИКАМИ

 

МАУЛЬТРОММЕЛЬ (от нем. Maultrommel- ротовой барабан)
Этот инструмент стар как мир и существует у многих народов под разными названиями: англ. - jew`s harp, русск. - варган, молд.- дрымба, якут.- хомуз, тюрк.- шыл кобыз и т.д. Инструмент представляет собою металлическую (реже костяную или деревянную) подковку с язычком. Язычок заставляют вибрировать рукой, а резонатором служит ротовая полость (отсюда - название инструмента). Маультроммель издает всего одну ноту, высота которой зависит от длины и толщины язычка. Но изменяя объем ротовой полости, музыкант может создавать убедительное


МАРИМБА
1) пластиночный уд. муз. инструмент. Разновидность ксилофона. Распространён среди народов Африки и Центр.Америки. Состоит из набора дерев. пластинок с тыквенными резонаторами под каждой из них. М. наз. также совр. ксилофон с металлич. резонаторными трубками. 2) язычковый щипковый дерев. муз. инструмент, распространённый в Конго и в некоторых местностях вост.Африки. В других районах Африки известен под назв. цанца.


МЕТАЛЛОФОН
В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон.
Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

МАЛЫЙ БАРАБАН
( ит.tamburo (military), фр. tambour(military), нем. Trommel, англ. side drum)
Малый барабан, - это, в основном, военный инструмент. Он представляет собой плоский цилиндр, с двух сторон обтянутый кожей. Под кожей с нижней стороны протянуты струны; отвечая на удары палочек, они придают звуку барабана характерную трескучесть. Очень интересно звучит дробь барабана - тремоло двумя палочками, которое можно довести до предельной быстроты. Сила звука в таком тремоло меняется от шороха до громоподобного треска. Дробью двух малых барабанов начинается увертюра к "Сороке-воровке" Россини, глухая дробь малого барабана раздается в момент казни Тиля Уленшпигеля в симфонической поэме Рихарда Штрауса.
Иногда струны под нижней кожей барабана опускают, и они перестают отзываться на удары палочек. Этот эффект равносилен введению сурдины: малый барабан теряет силу звука. Так он звучит в танцевальном разделе "Царевич и Царевна" в "Шехерезаде" Римского-Корсакого.
Впервые малый барабан появился в малой опере в 19 веке, и вначале его вводили только в военные эпизоды. Первым за рамки военных эпизодов малый барабан вывел Мейербер в операх "Гугеноты" и "Пророк".
В некоторых случаях малый барабан становится "главным действующим лицом" не только в больших симфонических эпизодах, но и в целом произведении. В качестве примера можно привести "эпизод нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича и "Болеро" Равеля, где один, а затем два малых барабана держат весь ритмический пульс музыки.

 

НАГАРА
н а г о р а, н а к к а р а – уд. муз. инструмент типа барабана и литавры. Корпус глиняный или металлич. (реже дерев.). Распространён в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Индии, Иране и др. Н. бывает самых разных размеров (от 200 мм и более в диаметре). Звук на Н. извлекают пальцами, колотушкой или палочками. Н. чаще применяются попарно.


НАО
1) Кит. самозвучащий уд. муз. инструмент. Имеет форму эллипиической чаши (обычно медный) с отходящим от дна патрубком, в к-рый вставляется дерев. стержень для держания. Н. бывали таких размеров, что устанавливались на конные повозки. 2) Н., также наоба, ба, ча, - род. орк. тарелок. Изготовляется из латуни и т.п.медных сплавов или меди. Звук извлекается ударом палочки по тарелке. Разновидности Н. отличаются друг от друга конфигурацией. Диаметр Н. колеблется обычно от 170 мм до 350 мм, иногда достигает 500 мм.

 

ПХАЧИЧ
Адыгейский самозвучащий уд. муз. инструмент; род трещотки-кастаньет. Состоит из 3-5-7 дерев. пластинок, связанных на одном конце. Движением кисти руки, к-рой держат крайнюю пластинку, заставляют пластинки ударяться друг о друга. Ритмич. постукиванием П. (напоминающим звук кастаньет) сопровождают танцы.

 

САНТУР
с а н т у р и - струн. уд. муз. инструмент, род цимбал. Распространён в Грузии, Армении, Азербайджане, Индии, Иране, Турции и др. странах.


САФАИЛЬ
с а п а и, с а б а и – самозвучащий уд. муз. инструмент, род погремушки. Состоит из двух дерев. стерженьков, на к-рых свободно укреплены 1-2 больших металлич. кольца с маленькими металлич. колечками. Распространён в Узбекистане, в Таджикистане и Китае.


СИСТР
Культовый музыкальный инструмент использовался в соответствии с обычаем: в честь богини Хатор срывали пучок зонтиков папируса и встряхивая ритуальными движениями извлекали из него шуршащий звук. Различаются систр-лук и систр-наос. Последний был распространен до Древнего царства. Рукоятка этого систра оканчивается головкой Хатор, на которой стоит наос, охваченный двумя закрученными вверх ручками (обозначение коровьих рогов богини?). Часто в наосе оказывается урей; оба вида систра имеют, как правило, три или четыре палочки-трещотки в форме змеи. Лук-систр также был культовым символом Хатор. В текстах песен описывается, как богиня со своим инструментом раздает благословение. Систр вошел также в культ Амона, а позднее в культ Изиды. Звуки систра должны были прогонять силы тьмы. Согласно Плутарху, ручка (занявшего господствующее положение систра-лука) изображает путь луны, охватывающий вселенную, двойное лицо Хатор (спереди и сзади) символизирует Изиду и ,Нефтиду как жизнь и смерть, а четыре трещотки были указанием на четыре стихии.

 

ТАМБУРИН
(франц. tambourin – тамбурин, барабанчик, от араб. табл - барабан). 1) удар. муз. инструмент; род небольшого барабана цилиндрич. формы. Высота Т. значительно больше его диаметра. Родина Т. – Прованс (Франция), отчего его наз. провансальским барабаном. 2) франц. старинный нар. танец провансальского происхождения; муз. размер и . Исполнялся в живом быстром темпе в сопровождении флейты и тамбурина (отсюда назв.). В форме Т. написаны написаны дивертисментные танц. номера в операх франц. композиторов 17-18 вв. (Кампра, Рамо, Гретри), а также отдельные части сонат для скрипки и баса (Леклера старшего и др.). Особенность Т. как муз. пьесы – звук неизменной высоты, ритмически повторяющийся в басу. 3) встречающееся в лит-ре назв. бубна.


ТАМТАМ
Тамтам - литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а играют на нем, ударяя колотушкой с войлочной головкой. Тамтам относится к инструментам с неопределенной высотой звука, но обладает удивительной способностью: его звучание всегда словно «подстраивается» к той тональности, в которой играют в это время другие инструменты. Партия тамтама записывается в виде разных длительностей на одной линейке - «нитке».
В симфонический оркестр тамтам пришел недавно. Используется он для создания особых звуковых эффектов. Его звучность может быть самой разнообразной -- от таинственного, еле слышного пианиссимо до мощного, подчас зловещего и грозного фортиссимо. Не случайно в операх тамтам нередко применяют для имитации погребального звона. Звучанием тамтама сопровождаются сцены волшебства, заклинаний, молений жрецов.

ТИМПАН (греческое), в музыке
1) ударный инструмент типа одностороннего барабана. Был распространен в античной Греции, у шумеров, иудеев и других народов древнего мира. В античном и средневековом Риме двухсторонний барабан.
2) В Европе с 16 — 17 вв. преимущественно литавра (итальянское timpano).


ТАРЕЛКИ
Тарелки - плоские металлические пластинки - один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре тарелки появились еще в XVII веке, а известны были на много веков раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте.В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метелкой. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный, от звонкого, пронзительного, до еле слышного шопота. Чаще всего удары тарелок совпадают со звучанием большого барабана. Бывает, что одна из тарелок привинчивается к барабану, и играет на обоих инструментах один исполнитель.Тарелки - инструмент с неопределенной высотой звука. Партия их записывается на одной линейке - «нитке».

ТРЕУГОЛЬНИК
Этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики. В музыке Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» треугольник введен в танец Анитры. Его звенящая трель подчеркивает изящный, капризный характер танца. А в «Шехеразаде» и «Испанском каприччио» Римского-Корсакова ритмичное позвякивание треугольника придает музыке еще больший блеск, живость, задор.


ТРЕЩОТКИ
Трещотки - старый русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.


ТУБАФОН
самозвучащий уд. муз. инструмент; колокольчики, в к-рых пластинки заменены трубочками. Состоит из набора (12-36) металлич. трубочек. Звук на Т. извлекают двумя дерев. палочками с выточенными на концах небольшими изогнутыми утолщениями. Звук Т. ровный, звонкий, неск. напоминающий звон хрустальных подвесок или рюмок. Применяется обычно в эстрадных оркестрах.


ТЮМЮР
или т у м ы р (мар. т ы м ы р или т у м ы р) – старинный марийский уд. муз. инструмент. Род двустороннего барабана. Звук на Т. извлекается двумя толстыми дерев. колотушками. Ширина кадла Т. 600-700 мм. Обычно Т. применяется в ансамбле с шувыром (волынкой).

ТЕМПЛЕ-БЛОК, ТАРТАРУГА
Темпле-блок - инструмент корейского или северокитайского происхождения, атрибут буддийского культа. Инструмент имеет округлую форму, внутри полый, с глубоким разрезом посередине (наподобие смеющегося рта), изготовляется из твердого дерева.
Так же как и большинство других "экзотических" ударных инструментов, первоначальное распространение темпле-блок получил в джазах, откуда проник в состав симфонического оркестра.
Звук темпле-блока более сумрачный и глубокий, чем у близкого ему вуд-блока, обладает довольно определенной высотой звучания, так что, пользуясь набором темпле-блоков, можно получить на них мелодические фразы - так, например, воспользовался этими инструментами С.Слонимский в "Концерте-буфф".
Играют на темпле-блоках, ударяя по верхней крышке палочками с резиновыми головками, деревянными молоточками и палочками от малого барабана.
Иногда в симфоническом оркестре используют наборы черепашьих панцирей, близкие по принципу игры на темпле-блоки, но звучащие суше и слабее. Таким набором черепашьих панцирей под названием Tartaruga воспользовался С.Слонимский в "Концерте-буфф".

 

ФЛЕКСАТОН
(нем. Flexaton, от лат. и греч.) – язычковый уд. муз. инструмент. Состоит из т.н. язычка – стальной пластинки, укреплённой на проволочной рамке, и 2 шариков (на гибких ножках), прикреплённых к самому язычку. Для изменения высоты звуков исполнитель изгибает пластинку, и шарики ударяют по пластинке.

ФРУСТА
Фруста состоит из двух деревянных дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая закреплена нижним концом над рукояткой на шарнире - при резком взмахивании или с помощью тугой пружины она производит своим свободным концом хлопок о другую. Как правило, на фрусте извлекают лишь отдельные, не слишком часто следующие один за другим хлопки forte, fortissimo.

Фруста - ударный инструмент, не имеющий определенной высоты, поэтому ее партию, как и партию бубна, записывают не на нотном стане, а на "нитке".
Фруста довольна часто встречается в современных партитурах. Двумя хлопками на этом инструменте начинается третья часть "Лорелея" из Четырнадцатой симфонии Шостаковича.

 

ЦИМБАЛЫ
Цимбалы — струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обыкновенно числом 34), имеет форму усеченного конуса. Смотря по величине инструмента, число струн бывает различно. Строй струн хроматический. Объем в больших Ц. три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве. Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука делают молоточками тремоло. Партия для Ц. пишется как для фортепиано на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные Ц. имеют педаль. Ц. — любимый инструмент в Венгрии и Румынии и составляют там неотъемлемую принадлежность каждой музыкальной капеллы. Этот инструмент не следует смешивать с цимбалином, состоящим из стеклянных стаканов, помещенных на деревянном поставце с соломой. По стаканам бьют молоточками.

 

ЧАНГ
Ч а н к – узб., тадж. струн. уд. муз. инструмент, род цимбал. Представляет собой дерев. ящик трапецеидальной формы, в верхней деке к-рого (резонаторная дека) имеются 2-3 резонаторных отверстия; струны металлич., а басовые – обвитые. Наиболее распространённый вид Ч. имеет 2 группы струн по 7 хоров, из к-рых первый хор (самый низкий) состоит из одинарных струн, а остальные – из тройных. Звук на Ч. извлекают, ударяя по струнам двумя тростниковыми или дерев. палочками. В наст. вр. созданы орк. разновидности Ч. с хроматич. звукорядом.

ЧАНЬГО
кор. перепоночный уд. муз. инструмент, род двустороннего барабана.

 

Hosted by uCoz